Военно-воздушные силы России приступили к испытаниям второго образца
истребителя пятого поколения, заявил на авиационно-космическом салоне
МАКС-2009 главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.
По его словам, "самолет, который проходит наземные испытания, уже находится здесь, в Москве".
Это второй опытный экземпляр самолета. Три машины, из которых, как
минимум, одна готовится к полетам, строятся сейчас в Комсомольске-на
Амуре, причем одна из них должна будет полететь уже этой осенью.
Опытный самолет
доставили в Московский институт ЦАГИ. Неподалеку от Москвы проводится и
авиасалон МАКС, главным экспонатом на котором в этом году стал
авиалайнер "Суперджет".
Однако и специалисты и просто любители авиации надеялись увидеть и
будущий истребитель, или, как его называют разработчики - самолет
проекта ПАК ФА.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой
авиации - так официально называется эта программа. О том, что он в
самое ближайшее время поднимется в воздух, российские политики, военные
и самолетостроители ранее говорили не раз.
В 2001 году его
обещали поднять на крыло через пять лет, в 2006-ом. За год до истечения
этого срока первый полет перенесли на 2007-ой и так далее.
Последний раз про истребитель вспомнил в мае этого года вице-премьер Сергей Иванов: он в который раз твердо пообещал, что этот самолет взлетит до конца текущего года.
Несостоявшаяся сенсация
Вице-премьеру поверили, и многие даже сочли, что ПАК ФА могут показать
на МАКСе. Это кажется логичным - российская авиационная промышленность
находится не в лучшей форме, да еще мировой кризис, так что МАКС
получился не таким уж ярким.
Собственно, абсолютно новый
самолет тут только один - гражданский "суперджет" "Сухого". Так что
даже макет истребителя произвел бы сенсацию.
Гендиректор "Сухого" Михаил Погосян в интервью Би-би-си
сказал, что отсутствие ПАК ФА на МАКСе совершенно ничего не значит: "Мы
говорили, что в этом году начнем испытания. Эти работы идут в
соответствии с графиком. Готовьтесь к выставкам 2010 года".
Собственно, нельзя сказать что на авиасалоне совсем нет ничего нового,
кроме "Суперджета". На стендах, в павильонах много авиационной
продукции. Есть и компоненты будущего истребителя.
Так, на
стенде Научно-исследовательского института приборостроения стоит
накрытый брезентом круглый объект. Накануне открытия авиасалона в
интервью "Независимому военному обозрению" главный конструктор Юрий Белый
пообещал показать фрагмент новейшего радара с фазированной антенной
решеткой - именно наличие такого прибора является одним из признаков
пятого поколения истребителей.
Правда, когда я подошел к представителям НИИП, они признались, что пока окончательно не решились показать радар посетителя
Но в интервью Би-би-си конструктор Белый рассказал о степени его
готовности: "Стадия готовности - стендовые испытания, сопряжение с
аппаратурой, отработка всех режимов и так далее".
Он также добавил, что фактически этот радар уже готов к серийному производству.
Мотор
Но радар - еще не самолет. Другой компонент, крайне важный для такого
истребителя, - двигатель. В павильоне Объединенной
двигателестроительной корпорации выставлено изделие 117С - реактивный
двигатель, который устанавливают на Су-35.
Он был создан в НПО "Сатурн",
которое разрабатывает и двигатель в рамках проекта ПАК ФА. Правда
первый свой полет истребитель произведет с тем самым 117С - новый к
тому моменту готов не будет.
В четверг на пресс-конференции на
МАКСе главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин признался, что с
двигателем для истребителя есть довольно много проблем. ВВС сейчас
рассматривает проекты двух компаний - НПО "Сатурн" и ММПП "Салют".
Но пока идет оценка этих предложений, на самолет по умолчанию будут
ставить 117С. Военный обозреватель РИА Новости Илья Крамник не
исключает, что этот двигатель, равно как и некоторые другие компоненты,
не будет готов и к 2015 году, когда ПАК ФА собираются принять на
вооружение.
Управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров
категорически это отрицает. По его словам, серийные машины полетят с
новыми двигателями "Сатурна". "Я не вижу сегодня, при консолидации всех
активов ОДК на разработку, создание и производство двигателей для ПАК
ФА, вообще никаких проблем", - сказал он в интервью Би-би-си.
Однако двигатель и радар - это всего лишь два компонента истребителя
пятого поколения, которые пока находятся на различных стадиях
разработки. Еще есть авионика, вооружение, другие сложнейшие системы.
Дешево, но сердито
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко
говорит, что впереди еще слишком много работы, чтобы делать какие-либо
выводы о перспективах самолета - проект еще далеко не доведен до конца.
"Полет первого прототипа - это даже не середина, это начало программы,
и поэтому преждевременно говорить о ее успехе", - считает эксперт.
По словам Макиенко, в любом случае этот самолет будет гораздо менее
технологичным, чем уже созданный американский F-22: "Конечно, на таком
уровне технологического совершенства, на котором выполнен F-22, Россия
вряд ли сможет построить боевой авиационный комплекс. Чудес не бывает,
страна имеет десять процентов ВВП от американского и не может создавать
столь же технологически совершенные вещи".
Однако основные
показатели - скорость, малозаметность, маневренность и т.д., скорее
всего будут достигнуты, считает эксперт. Правда, в целом отставание от
американского аналога при этом будет составлять примерно 12-13 лет.