Такие документы, как Стратегия национальной безопастности, регулярно
появляются на небосклоне российской официальной политики.Обычно эти
доктрины рождаются или в недрах Генштаба, или в Совете безопасности.
Иногда таких документов рождается сразу несколько, и они между собой
соперничают, как и группировки, которые их рождают. Нынешняя "Стратегия
- 2020" родилась в недрах Совбеза, который возглавляет бывший директор
ФСБ Патрушев.Стратегия разрабатывалась с учетом глобального
финансово-экономического кризиса. Стратегия национальной безопасности в
значительной степени определяет, на каких принципах будет строиться
система безопасности и, в первую очередь, финансироваться. Здесь затрагиваются очень серьезные интересы различных корпоративных структур.
С Т Р А Т Е Г И Я
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
I. Общие положения
1. Россия преодолела последствия системного политического и
социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение
уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором
национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила
дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и
территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию
своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в
качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных
отношений.
Реализуется государственная политика в области национальной обороны,
государственной и общественной безопасности, устойчивого развития
России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки
для укрепления системы обеспечения национальной безопасности,
консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в
экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность
национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы,
духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется
общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и
независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира
и единства культур многонационального народа Российской Федерации,
уважения семейных традиций, патриотизма.
В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения
внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного
развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав
по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на
мировые процессы.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных
политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и
риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве
гаранта благополучного национального развития переходит к новой
государственной политике в области национальной безопасности.
2. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты,
которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и
экономических преобразований для создания безопасных условий реализации
конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,
осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной
целостности и суверенитета государства.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей
и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние
национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на
долгосрочную перспективу.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной
безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и
взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года.
4. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию
развития системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению
национальной безопасности. Она является основой для конструктивного
взаимодействия органов государственной власти, организаций и
общественных объединений для защиты национальных интересов Российской
Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
5. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и
поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и
внешних условий, благоприятных для реализации стратегических
национальных приоритетов.
6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
"национальная безопасность" - состояние защищенности личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет
обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень
жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое
развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
"национальные интересы Российской Федерации" - совокупность
внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении
защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная
возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам,
достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и
территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации,
обороне и безопасности государства;
"стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления
обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются
конституционные права и свободы граждан Российской Федерации,
осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана
суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
"система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
"силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в
которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или)
правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной
власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности
государства на основании законодательства Российской Федерации;
"средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а
также технические, программные, лингвистические, правовые,
организационные средства, включая телекоммуникационные каналы,
используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора,
формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
7. Силы и средства обеспечения национальной безопасности
сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной
безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в
сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной,
военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере
общественной безопасности.
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
8. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной
жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью
событий.
Между государствами обострились противоречия, связанные с
неравномерностью развития в результате глобализационных процессов,
углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и
модели развития стали предметом глобальной конкуренции.
Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.
В результате укрепления новых центров экономического роста и
политического влияния складывается качественно новая геополитическая
ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и
урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия
нерегиональных сил.
Несостоятельность существующей глобальной и региональной
архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе,
только на Организацию Североатлантического договора, а также
несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают
угрозу обеспечению международной безопасности.
9. Переход от блокового противостояния к принципам многовекторной
дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика
его использования расширили возможности Российской Федерации по
укреплению ее влияния на мировой арене.
Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того,
чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для
ее закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на
основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения
глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного
потенциала, уровня государственной и общественной безопасности.
Полностью документ можно прочитать на сайте Совбеза РФ.
|