'Мне кажется, что Россия увидела гораздо больше указаний на то, что
Иран ведет себя угрожающим образом. Несомненно, эти последние
происшествия, похоже, подтверждают это. И, наконец, русские нас очень
поддержали в санкциях против Северной Кореи. Президент Медведев сказал
в этой комнате, что санкции - это не предпочтительно, но что они могут
быть неизбежны'. -- Госсекретарь Хиллари Клинтон, 27 сентября 2009 года.
'Я
не сомневаюсь в том, что на этом этапе русских беспокоит поведение
Ирана. У меня нет никаких сомнению по поводу их беспокойства и их
желания сделать что-нибудь по этому поводу'. -- Бывший госсекретарь Кондолиза Райс, 9 ноября 2007 года.
'Президент
подчеркнет нашу сильную уверенность в том, что любое ядерное
сотрудничество с Ираном несет в себе очень серьезные риски для России,
несет наиболее серьезные риски, способные ослабить мирный процесс на
Ближнем Востоке, противоречит нашей цели остановить распространение
ядерного оружие, и больше всего мы будем упирать на то, что в
собственных интересах России прекратить это ядерное сотрудничество с
Ираном'. -- Бывший госсекретарь Уоррен Кристофер, 4 мая 1995 года.
'В России есть множество голосов, которые хотят перенести упор во
взаимодействии России с Америкой и нашими союзниками с партнерских
отношений на самоуверенность, противодействие и демонстративное
неповиновение.
Если это произойдет, это станет двойной
катастрофой для России. . . В конце концов, России нужен эффективный
режим нераспространения -- и Москва должна проконтролировать, чтобы
страны, подобные Ирану, не получили в свое распоряжение ядерное оружие
или ракеты, которые могут ударить по российской территории'. -- Бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт, 2 октября, 1998 года.
'Мне
кажется, что оценка угрозы со стороны России не так уж отличается от
нашей. И действительно, многие из наших российских собеседников
говорили: 'Мы совершенно не заинтересованы в Иране, у которого будет
потенциал для производства баллистических ракет связанный с ядерным
потенциалом, который будет для нас прямой угрозой'.' -- Бывший
заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и вопросам
международной безопасности Джон Болтон, 29 марта 2002 года.
Если в прошлое воскресенье вы услышали как госсекретарь Хиллари Клинтон
говорит о том, что русские начинают склоняться к американской точке
зрения на Иран, эти слова могли показаться знакомыми.
Уже более
десяти лет американские чиновники терпеливо объясняют русским, что они
так же, как и мы заинтересованы в предотвращении появления у Ирана
ядерного оружия. В течение всего этого времени американские чиновники
также рассказывают сами себе, что русские начинают это понимать.
Может быть, в этот раз это действительно окажется так. Логика США, как
всегда, неопровержима: каждый раз, когда какая-нибудь страна
приобретает ядерный потенциал, российский вес в обществе как ядерной
державы уменьшается. Иран в этом смысле в особенности тревожно близок.
И учитывая беспокойное мусульманское население на российском Северном
Кавказе, которое живет ближе к Ирану, чем к Москве, российским лидерам
стоит с особым подозрением относится к появлению бомбы у революционного
исламистского режима.
Однако, до сих пор действия российского
руководства показывают, что они смотрят на вещи не так, как американцы
считают, они должны. Они последовательно дразнят возможностью
сотрудничества с Соединенными Штатами, одновременно ослабляя единство
альянса и поддерживая свои связи с иранским режимом. Поэтому, возможно,
стоит рассмотреть и другие теории по поводу логики Москвы.
Возможно, например, что Россия понимает важность не имеющего ядерной
бомбы Ирана, но ценит плоды своего торгового и военного сотрудничества
с Ираном больше.
Возможно, Россия считает, что патовый статус
кво довольно близок к идеалу. Прогресс Ирана на пути к статусу ядерной
державы можно замедлить, но одновременно предотвратить нормализацию его
отношений с Соединенными Штатами и Западом. И пока эти отношения
испорчены - и Запад не будет покупать природный газ Ирана - у России
есть серьезные рычаги влияния на Европу, так как она является основным
поставщиком газа на европейский рынок.
Возможно, у российского
руководства нет единой позиции по вопросу. В начале 1990-х, чиновники
администрации Клинтона убедили себя, что президент Борис Ельцин принял
их логические построения по Ирану, но что он был недостаточно силен,
чтобы контролировать свой ядерно-промышленный комплекс, которых хотел
торговать с Ираном. Сегодня в ходу другая теория: российский президент
Дмитрий Медведев, возможно, и прозрел, но ему мешает премьер-министр
Владимир Путин.
Или, возможно, русские согласны с логикой - но
не верят, что Иран можно разубедить. В этом случае, самой правильной
стратегией для них будет поддерживать в администрации Обамы надежду на
то, что их можно будет перетянуть на свою сторону - и продолжать
получать американские уступки по системе ПРО, контролю над вооружениями
и другим вопросам, как можно дольше -- одновременно стремясь обеспечить
себе в Тегеране привилегированную позицию, чтобы быть готовыми к тому
дню, когда Иран станет ядерной державой.
Другими словами, их самая правильная стратегия будет выглядеть как то, что мы и так уже видим сегодня.